Специалистам разных сфер деятельности нужно учиться на протяжении всей жизни. Требования к регулярному повышению квалификации может быть прописано в профстандартах и законах. Технологии быстро развиваются, появляются новые методы работы. Чтобы сохранить востребованность на рынке труда, нужно регулярно получать дополнительное образование.
Повышение квалификации
Повышение квалификации
Повышение квалификации — это вид дополнительного профобучения. Обучение регламентируется статьей 76 ФЗ №273 и приказом Минобрнауки России №499. Повышение квалификации направлено на совершенствование и получение новой компетенции, которая требуется для профессиональной деятельности и улучшения навыков по имеющейся специальности.
По пункту 12 приказа Минобрнауки №499 минимальный объем программ обучения составляет 16 академических часов. Точный срок подготовки устанавливает образовательная организация.
Работодатель должен отправлять работников предприятия на повышение квалификации, если это требуется для качественного выполнения обязанностей — по статье 196 Трудового Кодекса. Необходимость обучения специалистов прописана в профстандартах.
Виды и формы повышения квалификации
По длительности курсов
Условно можно выделить три вида повышения квалификации персонала:
Вид |
Продолжительность обучения |
Краткосрочное |
От 16 до 72 академических часов |
Среднесрочное |
От 72 до 100 академических часов |
Долгосрочное |
От 100 до 249 академических часов |
Длительность курсов зависит от выбранной программы, целей подготовки, требований профстандартов (в некоторых указаны необходимые сроки подготовки). Минимальный срок обучения в «АСТ» составляет 18 часов. 16 часов уходит на изучение лекций и 2 часа слушатели сдают контрольное тестирование. Пройти подготовку можно за 3 дня, уделяя занятиям по 6 часов.
Освоение 72-часовой программы занимает 2 недели, если учиться по 6–8 часов ежедневно. На прохождение 249-часового курса повышения квалификации уходит 1,5–2 месяца занятий — в зависимости от учебной нагрузки.
По форме проведения
Выделяют следующие виды повышения квалификации работников:
- очные;
- заочные;
- дистанционные.
Очное обучение предполагает личное присутствие слушателя на лекциях, семинарах, тренингах.
При выборе заочной подготовки основные темы рассматриваются с преподавателем во время занятий. Часть материала слушатели изучают самостоятельно по предложенным учебникам, лекциям, видеороликам и другим источникам.
Дистанционное обучение полностью проходит через интернет с использованием образовательной платформы. Слушатели занимаются самостоятельно по предоставленным учебно-методическим материалам. Удаленный формат подготовки официально закреплен в 273-ФЗ.
Какой вид повышения квалификации выбрать, зависит от ваших предпочтений, требований работодателя, возможностей обучающей организации.
По организации
Подготовка бывает внутренней и внешней. Внутреннее обучение проводится на территории работодателя. Зачастую это краткосрочные курсы. Внешнее обучение проводится с привлечением другой организации. Работодатель может записать сотрудника на курсы повышения квалификации в учебный центр. Решение о необходимости обучения персонала принимает работодатель. При этом некоторые специалисты обязаны повышать квалификацию по закону.
Также курсы рекомендуется проходить после долгого перерыва в профессиональной деятельности, при серьезных нововведениях в организации (закупке оборудования, внедрения новых методов работы), изменениях в законодательстве.
Курсы повышения квалификации проводят следующие учреждения:
- федеральные и региональные институты повышения квалификации;
- центры повышения квалификации;
- академии.
Для проведения обучения образовательная организация обязана получить соответствующую лицензию. При этом разрешительный документ не требуется, если учреждение просто проводит стажировки, лекции, единоразовые семинары.
Курсы повышения квалификации
- Форма обучения
- очная с применением дистанционных образовательных технологий.
- Категория
- -
- Длительность курса
- 72 часа
Целью реализации дополнительной профессиональной программы повышения квалификации является формирование практики проектирования и проведения учебных занятий в соответствии с требованиями обновленного ФГОС. В результате освоения ДПП ПК слушатели будут знать содержание стратегических направлений государственной политики в сфере образования, алгоритм работы по составлению рабочей программы по предмету с использованием конструктора рабочих программ, требования к структуре и содержанию учебных ситуаций урока и др.
В результате освоения ДПП ПК слушатели будут уметь интерпретировать в заданных аспектах содержание нормативно-правовых документов, регламентирующих профессиональную деятельность учителя, характеризовать направления и содержание региональных стратегических документов, регламентирующих развитие системы обеспечения профессионального развития педагогических работников, анализировать задания, используемые в российских и региональных исследованиях качества образования и др. Реализация ДПП предусматривает использование смыслового чтения, технологий проблемного обучения и др. Обучение ведется на русском языке